ФБУ "Администрация Двинско-Печорского бассейна".

 

Водные пути Русского Севера с древних времен использовались как пути сообщения, для сплава леса, освоения новых территорий, для внутренних и внешних торговых связей.

Успех развития судоходства, его безопасность зависят от состояния водных путей и качества их обслуживания. Уже в середине девятнадцатого века с появлением первых пароходов в бассейне рек европейского Севера сразу началась деятельность по улучшению судоходных условий. В 1858-60 годах были проведены детальные исследования рек Сухоны и Северной Двины, с 1903 года начались дноочистительные и первые дноуглубительные работы. В 1885 г. в связи с переустройством Северо-Двинской системы впервые в бассейне появляются землечерпательные снаряды примерной производительностью 30-50 м3/час, многочерпаковые, лонгкулуарные.

С 1888 г. начинается систематическое улучшение р.Сухоны путем расчистки её русла от камней-одинцов, разборки каменистых гряд и ручного дноуглубления перекатов, сложенных из известковых пород.

Регулярное землечерпание выполнялось в Двинско-Печорском бассейне с 1913 года. Для ограждения судового хода на всех реках Северного бассейна вначале использовались только вехи, с 1901 года на Северной Двине начали использовать бакена с частичным освещением керосиновыми фонарями, а с 1924 года - створные знаки. На р. Печора в 1913 году под давлением промышленникови общественности министерство путейсообщения занялось улучшением судоходных условий. В дополнение к двумимеющимся, создаются дополнительно 24 водомерных поста, обследуются реки Ижма и Печора. На участке от Троицко-Печорска до с. Усть Кожва впервые устанавливаются перевальные столбы и вехи, организуются 20 обстановочных постов и в небольших объёмах производятся камнеуборочные работы. В 1914 году на Печоре поддерживались судовые хода уже на протяжении 600 км. (до Усть-Усы), а число постов возросло вдвое.

На основании Постановления Совета Народных Комиссаров СССР – «в целях улучшения путевого хозяйства на речном транспорте и доведения его до уровня, обеспечивающего бесперебойную эксплуатацию флота» Приказом НКВТ от 23.03.1937 г. путевое хозяйство было выделено из ведения пароходств. На местах были созданы Бассейновые Управления пути, подчинённые Центральному Управлению Речных Путей (ЦУРекпуть). Эта дата и является датой образования Северного бассейнового управления пути.

В его состав входили Котласский, Вологодский, Мезенский, Сыктывкарский, Архангельский и Печорский технические участки. Последний год спустя был выделен в самостоятельную структуру.

Первым руководителем «Севрекпуть» был инженер-генерал речного флота III ранга Павел Алексеевич Карелин.

В настоящее время на основании приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 08.04.2022 года № 126 "О реорганизации федерального бюджетного учреждения "Администрация "Северо-Двинского бассейна" в форме присоединения к нему федерального бюджетного учреждения "Администрация Печорского бассейна внутренних водных путей" реализованы мероприятия по реорганизации и предприятие переименовано в Федеральное бюджетное учреждение "Администрация Двинско-Печорского бассейна внутренних водных путей" (ФБУ "Администрация Двинско-Печорского бассейна"), центральный офис располагается в г. Котласе.

ФБУ "Администрация Двинско-Печорского бассейна" обслуживает водные пути Европейского севера России. Основной транзит составляют участки рек С. Двины, Вычегды, Сухоны, Мезени, Пинеги, Кулоя, Онеги, Вологды, Сысолы, Вашки, Печоры, Усы, озера Кенозеро.

В состав водных путей, обслуживаемых ФБУ "Администрация Двинско-Печорского бассейна", также входит старейшая шлюзованная система - Северо-Двинская (ранее система герцога Александра Вюртембергского), построенная в 1828 году. Протяженность искусственных водных путей составляет 127 км, в том числе 16,5 км составляют каналы, 70,5 км – озера и 40 км – шлюзованные реки (р. Иткла и р. Порозовица). В составе Северо-Двинской системы – 4 гидроузла, на которых расположены: 6 шлюзов,6 водоподпорных плотин, 2 заградительные плотины, 5 искусственных судоходных каналов, 1 мостовая переправа и 3 понтонные переправы.

Развитие водных путей Двинско-Печорского бассейна имеет как региональное, так и межрегиональное значение, т.к. такие реки, как Сухона, Вычегда, Северная Двина связывают между собой различные регионы. Выход на Единую глубоководную систему ВВП России имеется на западе через Северо-Двинскую шлюзованную систему на Волго-Балтийский канал.

Общая протяжённость внутренних водных путей, находящихся на обслуживании ФБУ "Администрация Двинско-Печорского бассейна", составляет 9 100 км, в том числе в границах: Архангельской области - 3456 км, Вологодской области - 1132 км, Республики Коми – 4 263 км., Кировской области – 249 км.
Из них 4 263,5 км – участки внутренних водных путей с гарантированными габаритами судовых ходов.

Деятельность ФБУ "Администрация Двинско-Печорского бассейна" направлена на содержание, эксплуатацию и развитие внутренних водных путей и расположенных на них гидротехнических сооружений в соответствии государственным заданием.
Для выполнения этой задачи ФБУ "Администрация Двинско-Печорского бассейна" осуществляет следующие виды путевых работ:

 • Содержание средств навигационного оборудования;
 • Дноуглубительные и намывные работы;
 • Русловые инженерно-геодезические и инженерно-гидрологические изыскания;
 • Тральные, дноочистительные работы;
 • Обеспечение судов путевой и картографической информацией в границах бассейна;
 • Содержание и обеспечение безопасности гидротехнических сооружений.

Основным инструментом для выполнения задач по содержанию водных путей Двинско-Печорского бассейна является технический флот управления.

За свою историю в составе флота произошли изменения от паровых дноуглубительных снарядов, пароходов, обстановочных лодок, барж, брандвахт и завозен на деревянных корпусах до самоходных автоматизированных дизель-электрических земснарядов, мощных дизельных буксировщиков, скоростных обстановочных теплоходов, мотозавозен с автоматизированной подъемкой якорей, комфортабельных брандвахт.

ФБУ "Администрация Двинско-Печорского бассейна" обладает в настоящее время необходимым количеством флота для выполнения поставленных задач.

В рамках общеотраслевого, перспективного направления в Администрации развивается внедрение электронных навигационных карт на ВВП РФ. Электронными картами покрыты практически все водные пути Двинско-Печорского бассейна, планомерно ведётся работа по поддержанию их на актуальном уровне.

В последние годы, при поддержке Росморречфлота, проводится полное восстановление гидротехнических сооружений Северо-Двинской шлюзованной системы, последняя реконструкция на которых проводилась еще в 1917 году.

В период с 2008 по 2018 гг. в рамках капитального ремонта, отремонтированы все судоходные гидротехнические сооружения Северо-Двинской шлюзованной системы, включенные в перечень объектов капитального ремонта ФБУ "Администрация Двинско-Печорского бассейна": шлюзы № 3, 4, 6, 7, плотина «Знаменитая», плотины № 4, 5, 6, Ферапонтовская плотина. В рамках Федеральной адресной инвестиционной программы Государственная программа Российской Федерации «Развитие транспортной системы» Речной транспорт. Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры по объекту «Разработка и реализация комплексного проекта реконструкции Северо-Двинской шлюзованной системы. 1 этап» в период 2012-2020 гг. завершена реконструкция и введены в эксплуатацию следующие объекты: строительство нового административного здания Вологодского филиала ФБУ "Администрация Двинско-Печорского бассейна", реконструкция Топорнинской и Кишемской заградительных плотин, берегоукрепление и дноуглубление Кишемского и Кузьминского судоходных каналов, реконструкция Благовещенской переправы, реконструкция шлюза № 5, 2.

В соответствии с Федеральным законом от 09.02.2007 г. № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» все судоходные гидротехнические сооружения Северо-Двинской шлюзованной системы оснащены инженерно-техническими средствами обеспечения транспортной безопасности.

В 2012 в КВВТ РФ внесена статья 38.1 Государственный портовый контроль за судами и плавучими объектами на внутренних водных путях РФ. С того времени организована и активно действует служба капитана бассейна внутренних водных путей.

В настоящее время Федеральное бюджетное учреждение "Администрация Двинско-Печорского бассейна внутренних водных путей" - это предприятие, на котором трудится более тысячи человек. Центральный офис управления базируется в городе Котласе.

ФБУ "Администрация Двинско-Печорского бассейна" имеет в своем составе филиалы: Архангельский, Вологодский, Котласский, Печорский.

История предприятия - это славные традиции, начало которым дали первые путейцы, и новаторские подходы, которые внедряет молодое поколение. За всеми достижениями стоит большой и дружный коллектив.

ФБУ "Администрация Двинско-Печорского бассейна" гордится, что в организации работает не одно поколение речников-путейцев, существуют целые династии потомственных речников.

Главным богатством предприятия были и есть люди, их знания, опыт, напряжённый труд, направленный на выполнение задач в обеспечении судоходных условий для перевозки народнохозяйственных грузов и пассажиров, в конечном итоге – на развитие Северного края.