Утверждено
Приказом Минтранса России
от 1 ноября 2002 г. N 138

ПОЛОЖЕНИЕ
О МИНИМАЛЬНОМ СОСТАВЕ ЭКИПАЖЕЙ САМОХОДНЫХ
ТРАНСПОРТНЫХ СУДОВ
(в ред. Приказов Минтранса РФ от 14.04.2003№ 117,
от 11.01.2011 N 1)

 

I. Общие положения

 

1. Положение о минимальном составе экипажей самоходных транспортных судов (далее - Положение) распространяется на самоходные транспортные суда внутреннего и смешанного (река-море) плавания, зарегистрированные на территории Российской Федерации и получившие свидетельство о праве плавания под Государственным флагом Российской Федерации.
2. Минимальный состав экипажа самоходного транспортного судна (далее - минимальный состав) определяет численность экипажа, члены которого имеют надлежащую квалификацию и состав которого достаточен для обеспечения безопасной эксплуатации судна, выполнения требований режима рабочего времени и времени отдыха на борту судна.
При численности экипажа менее установленного нормативом минимального состава эксплуатация судна не допускается.
3. В минимальный состав не входят работники, обслуживающие пассажиров, командный состав и судовую команду. На судах, перевозящих скоропортящиеся грузы, в минимальный состав вводится должность механика по рефрижераторным установкам.
На судах с главной дизель-электрической установкой в минимальный состав вводятся два электромеханика на пассажирских судах и один электромеханик - на судах другого типа.
На судах без символа "А", не удовлетворяющих требованиям автоматизации по одной или двум обслуживающим устройствам и системам, минимальный состав должен быть увеличен на одного матроса (рулевого) - моториста.
На судах с символом "А", не удовлетворяющих требованиям автоматизации по одной или двум обслуживающим устройствам и системам, минимальный состав должен быть увеличен на одного специалиста соответствующей специальности.
4. Соответствие судна требованиям автоматизации устанавливается органами технического надзора и классификации судов Российской Федерации.

 

II. Свидетельство о минимальном составе экипажей
самоходных транспортных судов

 

5. На судне, зарегистрированном в Государственном судовом реестре Российской Федерации, должно находиться Свидетельство о минимальном составе экипажей самоходных транспортных судов (далее - Свидетельство), соответствующее нормативам минимального состава экипажей судов внутреннего и смешанного (река-море) плавания (приложения N 1, 2,3,4 к настоящему Положению).
6. Свидетельство выдается по заявлению судовладельца: капитанами портов - на суда смешанного (река-море) плавания; Государственными речными судоходными инспекциями (ГРСИ) бассейнов - на суда внутреннего плавания. *
7. Свидетельство выдается сроком на 5 лет. ГРСИ бассейнов и капитаны портов ведут учет выданных свидетельств. Копия выданного Свидетельства хранится в органе, выдавшем его.
8. Судовладелец к заявлению на выдачу Свидетельства должен приложить копии документов органов технического надзора и классификации, подтверждающие класс судна и степень его автоматизации, а также документов, устанавливающих количество закрепленных за самоходным судном несамоходных судов, эксплуатируемых без экипажей.
9. Судовладелец заполняет на каждое судно бланк Свидетельства (согласно образцам, приведенным в приложениях N 5 или 6 к настоящему Положению) в соответствии с паспортными данными судна и документами органа технического надзора.
При оформлении Свидетельства судовладелец предъявляет органу, выдающему Свидетельство, судовые документы.
10. При изменении судовладельца, класса судна, степени автоматизации, технико-эксплуатационных характеристик, района плавания судна должно быть оформлено новое Свидетельство в соответствии с настоящим Положением.
11. При изменении режима рабочего времени и времени отдыха экипажа судовладелец подает заявление для оформления нового Свидетельства без приложения документов, указанных в п. 8 настоящего Положения.
12. При утере или порче Свидетельства по заявлению судовладельца выдается его дубликат.
13. ГРСИ бассейнов или капитан порта могут отозвать (приостановить действие) Свидетельство при неоднократном нарушении режима рабочего времени и времени отдыха экипажа, изменении района плавания, длительности рейса, характера перевозимого груза, конструкции, механизмов, оборудования и степени автоматизации судна.

 

III. Формирование минимального состава экипажей самоходных транспортных судов

 

14. Минимальный состав должен обеспечивать безопасность судна, экипажа, пассажиров, сохранность груза и имущества, а также защиту окружающей среды.
При комплектовании экипажей судов должны учитываться тип и размерение судов (составов), количество, тип и мощность судовой силовой установки и вспомогательных механизмов, конструкция, техническая оснащенность и степень автоматизации судов, их специализация, район и условия плавания, а также метод технического обслуживания и ремонта.
15. При установлении минимального состава экипажей самоходных транспортных судов численный и квалификационный состав экипажей судов обеспечивает:
безопасное несение навигационной и машинной вахт и радиовахты;
проведение безопасных и надежных швартовых операций;
грамотное использование противопожарного оборудования, спасательных средств, поддержание их в рабочем состоянии, а также выполнение расписания по тревогам;
управление закрытиями, обеспечивающими водонепроницаемость, и поддержание их в рабочем состоянии;
поддержание мер пожаробезопасности во всех доступных помещениях;
эксплуатационную и аварийную связь, включая получение навигационной и гидрометеорологической информации;
выполнение надлежащих действий по предотвращению ущерба окружающей среде;
безопасную перевозку пассажиров, багажа и грузов.
(п. 15 в ред. Приказа Минтранса РФ от 11.01.2011 N 1)
16. Численный состав экипажей судов должен быть таким, чтобы иметь время для полноценного отдыха.
17. Состав вахты должен быть в любой момент достаточным и соответствующим условиям, обеспечивающим наблюдение и управление судном (составом), поддержание рабочего состояния спасательного, противопожарного оборудования и других систем безопасности, безопасную швартовку судна, сохранность груза, выполнение действий по защите окружающей водной среды, по сбору и посадке в спасательные средства всех лиц на судне.
18. На борту судна необходимо иметь достаточное количество квалифицированного персонала для эксплуатации и контроля за главной двигательной установкой, вспомогательными механизмами, оценки их работы (в том числе во время применения ручного управления при выходе из строя автоматических средств управления или приборов), для осуществления технического ухода и ремонта.
19. Совмещение профессий электромеханика и радиомеханика допускается любым членом экипажа при наличии соответствующего диплома и с учетом, что в районах плавания эксплуатационная и аварийная связь, а также получение навигационной и гидрометеорологической информации обеспечивается по радиотелефону или в автоматическом режиме.
20. При вождении грузовыми теплоходами барж-приставок и буксирными судами (толкачами) двух и более барж, эксплуатируемых без судового экипажа, в штат экипажа самоходного судна дополнительно к нормативам минимального состава добавляется по одному человеку рядового состава на каждые две баржи.
При работе самоходных транспортных судов длиной более 75 метров или состава более 75 метров численность рядового состава должна обеспечивать одновременную швартовку (отшвартовку) на носу и корме судна (состава).
21. Штатное расписание экипажа должно быть утверждено судовладельцем и выдано на судно до ввода его в эксплуатацию.

 

* В связи с изменениями, внесёнными в КВВТ РФ полномочия по выдаче "Свидетельств о минимальном составе экипажа судна" переданы "Администрации бассейнов внутренних водных путей.

На Северо-Двинском бассейне ВВП выдача "Свидетельств о минимальном составе экипажа судна" производится в инспекции государственного портового контроля ФБУ "Администрация "Севводпуть"

 



КОДЕКС
ВНУТРЕННЕГО ВОДНОГО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

 

Принят
Государственной Думой
7 февраля 2001 года

Одобрен
Советом Федерации
22 февраля 2001 года

 

Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

Статья 1. Отношения, регулируемые Кодексом внутреннего водного транспорта Российской Федерации

 

1. Настоящий Кодекс регулирует отношения, возникающие между организациями внутреннего водного транспорта Российской Федерации, грузоотправителями, грузополучателями, пассажирами и другими физическими и (или) юридическими лицами при осуществлении судоходства на внутренних водных путях Российской Федерации, и определяет их права, обязанности и ответственность.
2. Положения настоящего Кодекса распространяются на:
внутренние водные пути Российской Федерации и расположенные на них судоходные гидротехнические сооружения;
порты, расположенные на внутренних водных путях Российской Федерации;
суда и иные плавучие объекты, эксплуатируемые на внутренних водных путях Российской Федерации.
3. Положения настоящего Кодекса, за исключением случаев, прямо в нем предусмотренных, не распространяются на военные корабли, пограничные корабли, военно-вспомогательные суда и другие суда, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и эксплуатируемые только в некоммерческих целях. Условия плавания указанных судов по внутренним водным путям Российской Федерации определяются постановлениями Правительства Российской Федерации.

 

Статья 3. Основные понятия

 

В целях настоящего Кодекса используются следующие основные понятия:
внутренний водный транспорт Российской Федерации (далее - внутренний водный транспорт) - один из видов транспорта, находящегося в ведении Российской Федерации и представляющего собой производственно-технологический комплекс с входящими в него организациями, осуществляющими судоходство и иную связанную с судоходством деятельность на внутренних водных путях Российской Федерации;
внутренние водные пути Российской Федерации (далее - внутренние водные пути) - естественные или искусственно созданные федеральные пути сообщения, обозначенные навигационными знаками или иным способом и используемые в целях судоходства;
судоходство - деятельность, связанная с использованием на внутренних водных путях судов для перевозок грузов, пассажиров и их багажа, почтовых отправлений, буксировки судов и иных плавучих объектов, проведения поисков, разведки и добычи полезных ископаемых, строительных, путевых, гидротехнических, подводно-технических и других подобных работ, лоцманской и ледокольной проводки, спасательных операций, осуществления мероприятий по охране водных объектов, защите их от загрязнения и засорения, подъема затонувшего имущества, проведения мероприятий по контролю, научных исследований, учебных, спортивных, культурных и иных целей;
(в ред. Федерального закона от 25.06.2012 N 93-ФЗ)
судно - самоходное или несамоходное плавучее сооружение, используемое в целях судоходства, в том числе судно смешанного (река - море) плавания, паром, дноуглубительный и дноочистительный снаряды, плавучий кран и другие технические сооружения подобного рода;
самоходное транспортное судно - самоходное судно, осуществляющее перевозки грузов, пассажиров и их багажа, почтовых отправлений, буксировку судов и иных плавучих объектов;
судно смешанного (река - море) плавания - судно, которое по своим техническим характеристикам пригодно и в установленном порядке допущено к эксплуатации в целях судоходства по морским и внутренним водным путям;
судовождение - деятельность, связанная с управлением судами, осуществляющими плавание по внутренним водным путям;
судовладелец (далее также - владелец судна) - юридическое или физическое лицо, эксплуатирующее судно от своего имени, независимо от того, является ли оно собственником судна или использует его на ином законном основании;

 

Статья 14. Судовые документы

 

1. На подлежащих регистрации судах, за исключением судов, указанных в пункте 9 настоящей статьи, должны находиться следующие судовые документы:
(в ред. Федерального закона от 23.04.2012 N 36-ФЗ)

 

10) свидетельство или сертификат о минимальном составе экипажа судна;
5. Документы, указанные в подпунктах 1, 2 и 10 пункта 1 настоящей статьи, выдаются органами, осуществляющими государственную регистрацию судов и прав на них. За выдачу документов, указанных в подпунктах 3, 8, 10, 11 и 12 пункта 1 настоящей статьи, взимается плата в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.(п. 5 в ред. Федерального закона от 28.07.2012 N 131-ФЗ)


Глава V. ЭКИПАЖ СУДНА

 

Статья 26. Состав экипажа судна

 

1. В состав экипажа судна входят лица командного состава судна, судовая команда, а в состав экипажа пассажирского судна - также работники, обслуживающие пассажиров судна.
2. К командному составу судна относятся капитан судна, командир дноуглубительного или дноочистительного снаряда, их помощники, механики и электромеханики, помощники механиков и электромехаников, радиоспециалисты и врачи.
3. Судовая команда состоит из работающих на судне лиц, которые не относятся к командному составу судна и обслуживающим пассажиров судна работникам.
4. Минимальный состав экипажа самоходного транспортного судна в соответствии с требованиями эксплуатации судна определенного типа устанавливается положением о минимальном составе экипажей самоходных транспортных судов, утвержденным федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.
5. Лица, входящие в состав экипажа судна, должны быть включены в список членов экипажа судна, ведение которого является обязанностью капитана судна.

 

Глава VI. БЕЗОПАСНОСТЬ СУДОХОДСТВА

 

Статья 34. Общие положения

 

1. Утратил силу с 1 января 2013 года. - Федеральный закон от 28.07.2012 N 131-ФЗ.
2. Подготовка судна к плаванию является обязанностью судовладельца.
Судно считается годным к плаванию, если должным образом обеспечено укомплектование экипажа судна и оно удовлетворяет требованиям обеспечения безопасности судоходства, экологической, санитарной и пожарной безопасности, установленным законодательством в области внутреннего водного транспорта Российской Федерации. Судно не допускается к плаванию, если состав экипажа судна в день выхода судна в плавание по численности меньше, чем установлено положением о минимальном составе экипажей самоходных транспортных судов.

 

Утверждены
Приказом
Минтранса России
от 14 октября 2002 г. N 129

 

 


 

 

ПРАВИЛА
ПЛАВАНИЯ ПО ВНУТРЕННИМ ВОДНЫМ ПУТЯМ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 (в ред. Приказа Минтранса РФ от 31.03.2003 N 114)

 

I. Общие положения

 

1. Правила плавания по внутренним водным путям Российской Федерации (далее - Правила) разработаны в соответствии с Федеральным законом от 7 марта 2001 г. N 24-ФЗ "Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации" (далее - КВВТ) (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 11, ст. 1001).
Правила действуют на внутренних водных путях, открытых в установленном порядке для судоходства, за исключением устьевых участков рек с морским режимом.
2. В целях понимания настоящих Правил используются следующие термины и определения:
судно - самоходное или несамоходное плавучее сооружение, используемое в целях судоходства, в том числе судно смешанного (река - море) плавания, паром, дноуглубительный и дноочистительный снаряды, плавучий кран и другие технические сооружения подобного рода (ст. 3 КВВТ);
самоходное транспортное судно - самоходное судно, осуществляющее перевозки грузов, пассажиров и их багажа, почтовых отправлений, буксировку судов и иных плавучих объектов (ст. 3 КВВТ);
14. В соответствии с пунктом 2 статьи 34 КВВТ судно не допускается к плаванию, если численность экипажа судна в день выхода в плавание меньше, чем установлено положением о минимальном составе экипажей самоходных транспортных судов.