История ФБУ «Администрация «Севводпуть»

   Водные пути Русского Севера с древних времен использовались как пути сообщения, для сплава леса, освоения новых территорий, для внутренних и внешних торговых связей .
   Успех развития судоходства, его безопасность зависят от состояния водных путей и качества их обслуживания. С появлением первых пароходов в середине девятнадцатого века началась деятельность по улучшению судоходных условий, которая продолжается и по нынешний день .
   75 лет назад на основании Постановления Совета Народных Комиссаров СССР – «в целях улучшения путевого хозяйства на речном транспорте и доведения его до уровня, обеспечивающего бесперебойную эксплуатацию флота» Приказом НКВТ от 23.03.1937 г. путевое хозяйство было выделено из ведения пароходств. На местах были созданы Бассейновые Управления пути, подчинённые Центральному Управлению Речных Путей (ЦУРекпуть). Эта дата и является датой образования Северного бассейнового управления пути (ныне Федеральное бюджетное учреждение «Администрация Северо-Двинского бассейна внутренних водных путей» - ФБУ «Администрация «Севводпуть»).
   В его состав входили Котласский, Вологодский, Мезенский, Сыктывкарский, Архангельский и Печерский технические участки. Последний год спустя был выделен в самостоятельную структуру.
   Первым руководителем «Севрекпуть» был инженер-генерал речного флота III ранга Павел Алексеевич Карелин.
ФБУ «Администрация «Севводпуть» обслуживает водные пути Европейского севера России. Основной транзит составляют участки рек С. Двины, Вычегды, Сухоны, Мезени, Пинеги, Кулоя, Онеги, Вологды, Сысолы, Вашки, озера Кенозеро.
   В состав водных путей, обслуживаемых ФБУ «Администрация «Севводпуть», также входит старейшая шлюзованная система - Северо-Двинская (ранее система герцога Александра Виртембергского), построенная в 1828 году. Система пересекает водораздел рек Шексны и Сухоны и состоит из ряда каналов, озер и рек. Протяженность искусственных водных путей составляет 127 км. В составе Северо-Двинской системы – 4 гидроузла, на которых расположены: 6 шлюзов, 6 водоподпорных плотин, 2 заградительные плотины, 5 искусственных судоходных каналов, 4 понтонные переправы.
   Развитие водных путей Северо-Двинского бассейна имеет как региональное, так и межрегиональное значение, т.к. такие реки, как Сухона, Вычегда, Северная Двина связывают между собой различные регионы. Выход на Единую глубоководную систему ВВП России имеется на западе через Северо-Двинскую шлюзованную систему на Волго-Балтийский канал.
   Общая протяжённость внутренних водных путей, находящихся на обслуживании ФБУ «Администрация «Севводпуть», составляет 6705 км, в том числе в границах: Архангельской области -3443 км, Вологодской области- 1132 км, Кировской области – 249 км, Республики Коми -1881 км.
Из них 3119 км – участки внутренних водных путей с гарантированными габаритами судовых ходов
   Деятельность ФБУ «Администрация «Севводпуть» направлена на содержание, эксплуатацию и развитие внутренних водных путей и расположенных на них гидротехнических сооружений в соответствии государственным заданием - программой гарантированных габаритов судовых ходов, категорийности и сроков действия судоходной обстановки.
   Для выполнения этой задачи ФБУ «Администрация «Севводпуть» осуществляет следующие виды путевых работ:

  • Содержание средств навигационного оборудования;
  • Дноуглубительные работы;
  • Русловые инженерно-геодезические и инженерно-гидрологические изыскания;
  • Тральные , дноочистительные работы.
  • Обеспечение судов путевой и картографической информацией в границах бассейна.
  • Содержание и обеспечение безопасности гидротехнических сооружений.

   Основным инструментом для выполнения задач по содержанию водных путей Северо-Двинского бассейна является технический флот управления.
   За свою историю в составе флота произошли изменения от паровых дноуглубительных снарядов, пароходов, обстановочных лодок, барж, брандвахт и завозен на деревянных корпусах до самоходных автоматизированных дизель-электрических земснарядов, мощных дизельных буксировщиков, скоростных обстановочных теплоходов, мотозавозен с автоматизированной подъемкой якорей, комфортабельных брандвахт.
   ФБУ «Администрация «Севводпуть» обладает в настоящее время необходимым количеством флота для выполнения поставленных задач.
Суда, в основном, старой постройки, средний срок службы – 38 лет, средний износ составляет 97%. Все землесосы проекта 23-110 отработали более 50 лет, паровому плавучему крану «ПК-1» в этом году исполнилось 100 лет.
   Для улучшения условий эксплуатации и повышения эффективности работы судов технического флота приобретается современное оборудование. Применяются меры по улучшению условий проживания экипажей на судах – снижению уровней шума, вибрации и т.д. Для поддержания технико-эксплуатационных характеристик судов большие объемы работ выполняются по смене изношенной обшивки корпусов, ремонту силового и электрического оборудования, происходит замена на судах физически изношенных и морально устаревших двигателей на современные.
   Для обеспечения экологической безопасности в распоряжении ФБУ имеются специализированные суда-сборщики, подготовленные к эксплуатации силами работников нашего управления.
   Для отстоя флота в межнавигационный период и выполнения ремонтных работ во всех подразделениях имеются отстойные пункты с ремонтными базами. Основной объем ремонтных работ выполняется в последние десятилетия собственными силами, хотя широко используются и возможности специализированных судоремонтных предприятий, имеющих в своем распоряжении слипы и цеха по капитальному ремонту дизелей.
   В ФБУ «Администрация «Севводпуть» проводится активное внедрение современных технологий, что позволило значительно улучшить показатели работы изыскательских отрядов, обстановочных бригад, экипажей земснарядов .
   Для эффективного проведения русловых изысканий применяются автоматизированные промерные комплексы АПК и АПИК с использованием спутниковых навигационных систем ГЛОНАСС/GPS. При работе землечерпательного флота применяются новые системы координирования управления позиционированием земснаряда (СКУП-3). Для контроля местоположения плавучего навигационного ограждения, координирования расстановки знаков судоходной обстановки внедряются на обстановочных судах судовые обстановочные комплексы.
   Применение данных комплексов приводит к увеличению точности, оперативности, большей производительности выполняемых работ, обеспечивает электронный обмен плановой информацией.
   Ведётся активная работа по созданию электронных навигационных карт, внедряются современные информационные системы мониторинга судоходства и грузопотоков.
   В последние годы, при поддержке Росморречфлота, началось восстановление Северо-Двинской шлюзованной системы.
   В период с 2008 по 2009 проведены работы по капитальному ремонту стен шлюза № 4 с подходными палами. В 2010-2011 годах проведен ремонт гидротехнических сооружений гидроузла №4 (шлюз №7 с подходными палами, плотина «Знаменитая», причал в верхнем бьефе), в 2012 году, к началу навигации, закончен капитальный ремонт шлюза № 3 с подходными палами. В рамках Федеральной адресной инвестиционной программы «Развитие транспортной системы Российской Федерации (2002-2010 г.г. и 2010-2015 г.г.)», подпрограммы «Внутренний водный транспорт», в 2012 году заключен Государственный контракт ( 1 этап строительства 2012-2015 г.г.) на выполнение работ по объекту «Разработка и реализация комплексного проекта реконструкции Северо-Двинской шлюзованной системы», которым предусмотрено строительство нового административного здания Вологодского района водных путей, реконструкция Топорнинской и Кишемской заградительных плотин, берегоукрепление, дноуглубление Кишемского судоходного канала.
   В настоящее время Федеральное бюджетное учреждение «Администрация Северо-Двинского бассейна внутренних водных путей» - это предприятие, на котором трудится 1450 человек. Центральный офис управления базируется в городе Котласе.
   ФБУ «Администрация «Севводпуть» имеет в своем составе филиалы: Архангельский, Вологодский и Сыктывкарский районы водных путей.
75-летняя история предприятия - это славные традиции, начало которым дали первые путейцы, и новаторские подходы, которые внедряет молодое поколение. За всеми достижениями стоит большой и дружный коллектив.
ФБУ «Администрация «Севводпуть» гордится, что в организации работает не одно поколение речников-путейцев, существуют целые династии потомственных речников.

   Главным богатством предприятия были и есть люди, их знания, опыт, напряжённый труд, направленный на выполнение задач в обеспечении судоходных условий для перевозки народнохозяйственных грузов и пассажиров, в конечном итоге – на развитие Северного края.

 

Федеральное бюджетное учреждение

«Администрация Северо-Двинского бассейна внутренних водных путей». 

(ФБУ «Администрация «Севводпуть») 

 

Год образования - 1937-й

Руководитель: Шмыков Владимир Геннадьевич

Филиалы:

ФБУ «Администрация «Севводпуть» имеет в своем составе филиалы:

1. Архангельский район водных путей.

163000, г.Архангельск, пр.Сов.космонавтов, д.26. 

Начальник - Едемский Виталий Александрович

2. Вологодский район водных путей.

160029, г.Вологда, ул. Пугачева, 40г

Начальник - Бральнин Юрий Иннокентьевич

3.Сыктывкарский район водных путей.

Республика Коми, г. Сыктывкар, Пляжный проезд, д.1.

Начальник - Хозяинов Михаил Иванович

Общая численность работающих – 1450 человек.

Реквизиты предприятия, адрес, телефоны, факс.

Юридический и почтовый адрес: 165300 Архангельская область, г. Котлас, ул. Карла Маркса, д.9.

Телефоны: код города Котласа (818-37) телефон, факс: 2-22-84

2-89-08           - приемная

2-89-52           - заместитель руководителя по водным путям

2-89-51           - заместитель руководителя по флоту

2-89-53           - заместитель руководителя - капитан Северо-Двинского бассейна ВВП

2-89-00           - главный бухгалтер

Адрес эл. почты: email