История ФБУ «Администрация «Севводпуть»

    Водные пути Русского Севера с древних времен использовались как пути сообщения, для сплава леса, освоения новых территорий, для внутренних и внешних торговых связей.
     Успех развития судоходства, его безопасность зависят от состояния водных путей и качества их обслуживания. Уже в середине девятнадцатого века с появлением первых пароходов в бассейне рек европейского Севера сразу началась деятельность по улучшению судоходных условий. В 1858-60 годах были проведены детальные исследования рек Сухоны и Северной Двины, с 1903 года начались дноочистительные и первые дноуглубительные работы. В 1885 г. в связи с переустройством Северо-Двинской системы впервые в бассейне появляются землечерпательные снаряды примерной производительностью 30-50 м3/час, многочерпаковые, лонгкулуарные.
    С 1888 г. начинается систематическое улучшение р.Сухоны путем расчистки её русла от камней-одинцов, разборки каменистых гряд и ручного дноуглубления перекатов, сложенных из известковых пород.
    Регулярное землечерпание выполнялось в Северо-Двинском бассейне с 1913 года. Для ограждения судового хода на всех реках Северного бассейна вначале использовались только вехи, с 1901 года на Северной Двине начали использовать бакена с частичным освещением керосиновыми фонарями, а с 1924 года - створные знаки.
    На основании Постановления Совета Народных Комиссаров СССР – «в целях улучшения путевого хозяйства на речном транспорте и доведения его до уровня, обеспечивающего бесперебойную эксплуатацию флота» Приказом НКВТ от 23.03.1937 г. путевое хозяйство было выделено из ведения пароходств. На местах были созданы Бассейновые Управления пути, подчинённые Центральному Управлению Речных Путей (ЦУРекпуть). Эта дата и является датой образования Северного бассейнового управления пути (ныне Федеральное бюджетное учреждение «Администрация Северо-Двинского бассейна внутренних водных путей» - ФБУ «Администрация «Севводпуть»).
     В его состав входили Котласский, Вологодский, Мезенский, Сыктывкарский, Архангельский и Печерский технические участки. Последний год спустя был выделен в самостоятельную структуру.
     Первым руководителем «Севрекпуть» был инженер-генерал речного флота III ранга Павел Алексеевич Карелин.
   В настоящее время предприятие называется Федеральное бюджетное учреждение «Администрация Северо-Двинского бассейна внутренних водных путей» (ФБУ «Администрация «Севводпуть»), центральный офис располагается в г. Котласе.
   ФБУ «Администрация «Севводпуть» обслуживает водные пути Европейского севера России. Основной транзит составляют участки рек С. Двины, Вычегды, Сухоны, Мезени, Пинеги, Кулоя, Онеги, Вологды, Сысолы, Вашки, озера Кенозеро.
    В состав водных путей, обслуживаемых ФБУ «Администрация «Севводпуть», также входит старейшая шлюзованная система - Северо-Двинская (ранее система герцога Александра Виртембергского), построенная в 1828 году. Протяженность искусственных водных путей составляет 127 км, в том числе 16,5 км составляют каналы, 70,5 км – озера и 40 км – шлюзованные реки (р. Иткла и р. Порозовица). В составе Северо-Двинской системы – 4 гидроузла, на которых расположены: 6 шлюзов,6 водоподпорных плотин, 2 заградительные плотины, 5 искусственных судоходных каналов, 1 мостовая переправа и 3 понтонные переправы.
    Развитие водных путей Северо-Двинского бассейна имеет как региональное, так и межрегиональное значение, т.к. такие реки, как Сухона, Вычегда, Северная Двина связывают между собой различные регионы. Выход на Единую глубоководную систему ВВП России имеется на западе через Северо-Двинскую шлюзованную систему на Волго-Балтийский канал.
   Общая протяжённость внутренних водных путей, находящихся на обслуживании ФБУ «Администрация «Севводпуть», составляет 6506 км, в том числе в границах: Архангельской области - 3456 км, Вологодской области - 1132 км, Кировской области – 249 км, Республики Коми – 1669 км.          
    Из них 3209 км – участки внутренних водных путей с гарантированными габаритами судовых ходов.
    Деятельность ФБУ «Администрация «Севводпуть» направлена на содержание, эксплуатацию и развитие внутренних водных путей и расположенных на них гидротехнических сооружений в соответствии государственным заданием.
    Для выполнения этой задачи ФБУ «Администрация «Севводпуть» осуществляет следующие виды путевых работ:

 • Содержание средств навигационного оборудования;
 • Дноуглубительные и намывные работы;
 • Русловые инженерно-геодезические и инженерно-гидрологические изыскания;
 • Тральные, дноочистительные работы;
 • Обеспечение судов путевой и картографической информацией в границах бассейна;
 • Содержание и обеспечение безопасности гидротехнических сооружений.

    Основным инструментом для выполнения задач по содержанию водных путей Северо-Двинского бассейна является технический флот управления.
   За свою историю в составе флота произошли изменения от паровых дноуглубительных снарядов, пароходов, обстановочных лодок, барж, брандвахт и завозен на деревянных корпусах до самоходных автоматизированных дизель-электрических земснарядов, мощных дизельных буксировщиков, скоростных обстановочных теплоходов, мотозавозен с автоматизированной подъемкой якорей, комфортабельных брандвахт.
   ФБУ «Администрация «Севводпуть» обладает в настоящее время необходимым количеством флота для выполнения поставленных задач.
   Для улучшения условий эксплуатации и повышения эффективности работы судов технического флота приобретается современное оборудование. Применяются меры по улучшению условий проживания экипажей на судах – снижению уровней шума, вибрации и т.д. Для поддержания технико-эксплуатационных характеристик судов большие объемы работ выполняются по смене изношенной обшивки корпусов, ремонту силового и электрического оборудования, происходит замена на судах, физически изношенных и морально устаревших двигателей на современные. При проведении ремонтных работ применяются современные безопасные материалы.
    Для обеспечения экологической безопасности в распоряжении ФБУ имеются специализированные суда-сборщики, подготовленные к эксплуатации силами работников нашего управления.
     Для безопасного отстоя флота в межнавигационный период и выполнения ремонтных работ во всех подразделениях имеются отстойные пункты с ремонтными базами. Основной объем ремонтных работ выполняется в последние десятилетия собственными силами, хотя широко используются и возможности специализированных судоремонтных предприятий, имеющих в своем распоряжении слипы и цеха для ремонта судов и судовых механизмов и оборудования.
    В ФБУ «Администрация «Севводпуть» проводится активное внедрение современных технологий, что позволило значительно улучшить показатели работы изыскательских отрядов, обстановочных бригад, экипажей земснарядов.
    Для эффективного проведения русловых изысканий применяются автоматизированные промерные комплексы с использованием спутниковых навигационных систем. При работе землечерпательного флота применяются новые системы координирования управления позиционированием земснаряда. Для контроля местоположения плавучего навигационного ограждения, координирования расстановки знаков судоходной обстановки внедряются на обстановочных судах судовые обстановочные комплексы.
    Применение данных комплексов приводит к увеличению точности, оперативности, большей производительности выполняемых работ, обеспечивает электронный обмен плановой информацией. Успешно функционирует «Система оперативного планирования и организации путевых работ». Электронный документооборот охватывает все основные службы управления и отделы филиалов. Обновляется состав знаков судоходной обстановки, поэтапно заменяются металлические пульпопроводы на облегченные из композитных материалов, внедряется новейшее оборудование и материалы.
     Внедряются современные информационные системы мониторинга судоходства и грузопотоков.
В рамках развития общеотраслевого, перспективного направления применения на судах электронных навигационных карт на ВВП РФ, в Администрации функционирует картографический отдел, специалисты которого прошли обучение в ФГБОУ ВО «Государственный университет морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова» по утвержденной программе. Электронными картами покрыты практически все водные пути Северо-Двинского бассейна, планомерно ведется работа по поддержанию их на актуальном уровне.
    Судоходные компании, осуществляющие судоходство в Северо-Двинском бассейне, понимая все преимущества, перспективность и полезность использования электронных навигационных карт, проявляют большой интерес к их внедрению на транспортные суда.
   В последние годы, при поддержке Росморречфлота, проводится полное восстановление гидротехнических сооружений Северо-Двинской шлюзованной системы, последняя реконструкция на которых проводилась еще в 1917 году.
    В период с 2008 по 2018 гг. в рамках капитального ремонта, отремонтированы все судоходные гидротехнические сооружения Северо-Двинской шлюзованной системы, включенные в перечень объектов капитального ремонта ФБУ «Администрация «Севводпуть»: шлюзы № 3, 4,6,7, плотина «Знаменитая», плотины № 4,5,6, Ферапонтовская плотина. В рамках Федеральной адресной инвестиционной программы Государственная программа Российской Федерации «Развитие транспортной системы» Речной транспорт. Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры по объекту «Разработка и реализация комплексного проекта реконструкции Северо-Двинской шлюзованной системы. 1 этап» в период 2012-2020 гг. завершена реконструкция и введены в эксплуатацию следующие объекты: строительство нового административного здания Вологодского района водных путей-филиала ФБУ «Администрация «Севводпуть» с газовой котельной модульного типа, реконструкция Топорнинской и Кишемской заградительных плотин, берегоукрепление и дноуглубление Кишемского и Кузьминского судоходных каналов, реконструкция Благовещенской переправы, реконструкция шлюза № 5, 2.
     В соответствии с Федеральным законом от 09.02.2007 г. № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» все судоходные гидротехнические сооружения Северо-Двинской шлюзованной системы оснащены инженерно-техническими средствами обеспечения транспортной безопасности.
     В 2012 в КВВТ РФ внесена статья 38.1 Государственный портовый контроль за судами и плавучими объектами на внутренних водных путях РФ. С того времени на Северо-Двинском бассейне ВВП организована и активно действует служба капитана Северо-Двинского бассейна.
     В настоящее время Федеральное бюджетное учреждение «Администрация Северо-Двинского бассейна внутренних водных путей» - это предприятие, на котором трудится более тысячи человек. Центральный офис управления базируется в городе Котласе.
     ФБУ «Администрация «Севводпуть» имеет в своем составе филиалы: Архангельский, Вологодский и Сыктывкарский районы водных путей.
    История предприятия - это славные традиции, начало которым дали первые путейцы, и новаторские подходы, которые внедряет молодое поколение. За всеми достижениями стоит большой и дружный коллектив.
    ФБУ «Администрация «Севводпуть» гордится, что в организации работает не одно поколение речников-путейцев, существуют целые династии потомственных речников.

   Главным богатством предприятия были и есть люди, их знания, опыт, напряжённый труд, направленный на выполнение задач в обеспечении судоходных условий для перевозки народнохозяйственных грузов и пассажиров, в конечном итоге – на развитие Северного края.

Федеральное бюджетное учреждение

«Администрация Северо-Двинского бассейна внутренних водных путей». 

(ФБУ «Администрация «Севводпуть») 

 

Год образования - 1937-й

Руководитель: Шмыков Владимир Геннадьевич

Филиалы:

ФБУ «Администрация «Севводпуть» имеет в своем составе филиалы:

1. Архангельский район водных путей.

163000, г.Архангельск, пр.Сов.космонавтов, д.26. 

Начальник - Едемский Виталий Александрович

2. Вологодский район водных путей.

160029, г.Вологда, ул. Пугачева, 40г

Начальник - Бральнин Юрий Иннокентьевич

3.Сыктывкарский район водных путей.

Республика Коми, г. Сыктывкар, Пляжный проезд, д.1.

Начальник - Хозяинов Михаил Иванович

Общая численность работающих – 1450 человек.

Реквизиты предприятия, адрес, телефоны, факс.

Юридический и почтовый адрес: 165300 Архангельская область, г. Котлас, ул. Карла Маркса, д.9.

Телефоны: код города Котласа (818-37) телефон, факс: 2-22-84

2-89-08           - приемная

2-89-52           - заместитель руководителя по водным путям

2-89-51           - заместитель руководителя по флоту

2-89-53           - заместитель руководителя - капитан Северо-Двинского бассейна ВВП

2-89-00           - главный бухгалтер

Адрес эл. почты: email